Главная - Саморазвитие - Публикации - Психологический театр - Н.Абалакова Между субъектом и телом. Перформанс. Попытка определения жанра.
Вернуться в Интересные статьи

Н.Абалакова Между субъектом и телом. Перформанс. Попытка определения жанра.

"Быть" в эстетическом смысле - значит быть - там и здесь - и теперь выставленным в пространстве-времени и представ ленным к пространству-времени, которое прикасается к тебе до всякого понятия, прежде всякой репрезентации. Это "быть" - неизвестное, потому что оно было прежде нас. Это нечто вроде рождения. И младенчества - там прежде нас. Это неизвестное "там", которое называется телом.
Ж-Ф Лиотар

Почти неизвестное нам "тело", "там" современного искусства и его "лунная", женская ипостась (а в данном случае нас интересует именно она) заявило о себе во второй половине шестидесятых, и случилось это почти одновременно в Европе и Америке. Отравленный терпентином ретинный мир художественных практик вдруг внезапно проснулся и восстал. Причин было много: это было и "прокручивание" огромных финансовых средств с последующим их вложением в галерейную и выставочную деятельность, и создание целой индустрии арт-бизнеса, где произведение искусства рассматривалось лишь как объект купли-продажи, а автор художественного произведения становился манипулируемым персонажем желтой прессы. Этот период в европейско-американском искусстве можно назвать "пиршеством визуального", создавшим особый дискурс, внутри которого были разработаны определенные идеологии и стратегии поведения творческой личности, о чем (стоит отметить) российское художественное "подполье" находилось в полном неведении. В результате всех этих процессов "был создан" особый зритель, жаждущий спектакулярности и "вещности", ставший сам объектом и невольной жертвой манипулирования идеологов, организаторов и поставщиков вечной как мир "фабрики грез".
Однако в недрах этого ретинного мира возникал новый тип художника и зрителя, пытающийся обрести свою идентичность на иных путях. Этот зритель проявил тогда удивительную готовность быть вовлеченным в дотоле неизвестную область "там", телесных практик, провокаций, спонтанных действий, словом, он, этот зритель, действительно был "новым" в своем стремлении стать по-настоящему раскрепощенным. Он оказался готовым к тому, чтобы вместе с автором возникшего тогда жанра, получившего название "перформанс" оказаться в том самом, почти не поддающемуся словесному определению, месте (и времени) пространства, интервале (следе), области предполагаемых возможностей, некой зоне абсолютной свободы (и даже сейчас не хочется придавать этим словам оттенок иронии), "там", где этот зритель, отчасти становился "настоящим", "адекватным" и в силу этого совершенно необходимым автору-перформеру. Вместо пассивного созерцания "шедевра", зритель делал выбор: он хотел "быть" в буквальном смысле - быть во времени, которое прикасается к тебе.
На протяжении целого десятилетия (64-74гг.) был освоен парадоксальный опыт телесности. Стоит также отметить, что хронологически это совпало с "цветочной революцией", вначале казавшейся многим художникам временем больших ожиданий и перемен, временем, когда "возможное", казалось, вот-вот станет привычным и повседневным… временем, завершившимся событиями 68 года.
Поиски новых социальных ролей в открывшемся пространстве воплотились в тяготеющие к интерактивности формы телесных художественных практик. Большинство критиков было застигнуто этим явлением врасплох.......  Скачать статью целиком в формате pdf

 
Free live stats and visitor counter and conversion tracking for Joomla, Wordpress, Drupal, Magento and Prestashop © 2010  "Объединенный психологический центр"   Дизайн: www.7stupenek.com