Главная - Психологическое образование - Повышение квалификации - Программа повышения квалификации//«Основные аспекты и методы консультативной психологической работы с химически зависимыми и их созависимыми близкими»

Программа повышения квалификации
«Основные аспекты и методы консультативной психологической работы с химически зависимыми и их созависимыми близкими»

Vika zav1

 

ВНИМАНИЕ!

Объединенный психологический центр с ноября 2018 года реорганизован в АНО ДПО "Международный институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии" (МИПОПП).

Актуальную информацию об обучении в этой программе вы можете посмотреть здесьhttp://mipopp.com/index.php/programmu-povusheniya-kvalifiacii/povyshenie-kvalifikatsii 

---------------------------------------------------------

Работа с химически зависимым клиентом трудна для психологов по многим причинам. Эти причины можно условно разделить на четыре взаимовлияющие группы.  

Первая группа причин относится к особенностям личности самого зависимого со всей его онтогенетической и системной историей, его сопротивлением процессу терапии и влиянию болезни на его личность.  

Вторая группа причин – индуцируемые в самом психологе характерные эмоциональные и системные паттерны, влияющие на терапевтический процесс, затрудняющие контакт и, в результате, приводящие к выгоранию.

Третья группа – содержание коллективного бессознательного, проявленное в социокультурной мифологии и влияющее на всех участников и все стадии терапевтического процесса.

И, наконец, четвертая группа причин – особые системные взаимодействия с комплиментарными созависимыми фигурами, т.е. включенность в процесс развития болезни, а также ее лечения всех членов семьи и близких больного.

Цель программы – приобретение и расширение теоретических и практических знаний об особенностях работы с химически зависимыми, а также их близкими и членами их семей - созависимыми.

Задачи:

- знакомство участников со спецификой темы химической зависимости и созависимости. Формирование целостного и объемного видения ситуации химической зависимости;

- самодиагностика участников, осознание и рефлексия чувств, представлений, верований и мифов, связанных с темой зависимости и созависимости.
- развитие способности переносить нагрузки при работе с зависимыми и созависимыми. Проработка личного опыта общения с зависимыми и созависимыми.  

- рефлексия стратегий, адекватных работе с зависимыми и созависимыми. Приобретение технической базы для работы с данными темами.

- обучение приемам психогигиены и самореабилитации. Профилактика профессионального выгорания.

 

Форма преподавания – интерактивные лекции, тренинг с элементами супервизии. Тренинговая работа, основанная на проживании участниками личного и профессионального опыта в позициях консультанта и консультируемого, обеспечивает участникам возможность успешного применения полученных знаний и умений, повышает уровень их профессиональной уверенности и компетентности в теме зависимости. Материал для симулированных сессий с последующим анализом и обсуждением берется из консультативной практики, а в некоторых случаях, из личного опыта участников. Таким образом, обеспечивается приближение к реальной ситуации консультирования и простота перехода к практическому применению. Предусмотрены различные формы супервизорской работы, позволяющие участникам проанализировать сложные случаи из собственной практики, а также получить помощь и поддержку. Также данная форма работы используется в качестве контроля над качеством усвоения участниками учебного и практического материала.

 

Ведущая программы - Баширова Викторя Петровна. Приглашённые тренеры программы (ведущие модуля 6) - Александр и Елена Николаевы. 

 

МОДУЛЬ 1. Основы теоретических знаний о зависимости. 

 

Обзор различных взглядов на проблему химической зависимости, понятие химической зависимости и критерии диагностики болезни по МКБ-10, изучение физиологических, психологических и социальных аспектов химической зависимости и особенностей болезни. Генетическая предрасположенность к химической зависимости. Этапы, стадии и особенности развития болезни, симптомы, соответствующие каждой стадии. Рост толерантности, формирование абстинентного синдрома и запоев; способы выхода из запоев (истинный и ложный запой). Преморбидные особенности личности, предрасположенной к формированию зависимости. Влияние болезни на личность химически зависимого больного, патология личности зависимых больных. Социальные мифы о зависимости и зависимых. Системный взгляд на зависимость, причины, приводящие к формированию и развитию болезни в семье. Место химической зависимости как симптома в семейной системе.

МОДУЛЬ 2. Работа с зависимыми клиентами. 
Особые состояния зависимого клиента, испытываемые им при попытках отказа от психоактивного вещества. Понятия «тяга» и «срыв» у химически зависимых больных. Работа по предотвращению и профилактике срывов, увеличение срока ремиссии, анализ срывов: техники работы с механизмами защиты, с системой «Личность-болезнь», приемы работа на разных стадиях принятия факта зависимости как болезни, приемы работы с отрицанием, анозогнозией, алекситимией зависимых больных. Помощь клиентам в формировании адекватного запроса на терапию при работе с темой зависимости. Поиск внешних и внутренних ресурсов, установление адекватных границ. Техники совместной работы с семьей. 
Целостность и осознанность консультанта в работе с химически зависимыми больными: особенности поведения зависимого клиента при консультировании, возможные стратегии поведения консультанта; эмоциональные паттерны, психологические ловушки и психогигиена консультанта при работе с зависимыми; выработка осознанной и нейтральной позиции терапевта к теме и зависимым клиентам; риски и профилактика профессионального выгорания специалиста. 

МОДУЛЬ 3. Компьютерная зависимость и работа с детьми и подростками, зависимыми от компьютерных игр. 
Понятие компьютерной зависимости. Виды интернет и компьютерной зависимости. Причины, по которым ребенок попадает в компьютерную зависимость. механизмы формирования к/з. этапы формирования к/з. Основные симптомы и критерии наличия к/з. Нарушения развития личности ребенка и подростка при формировании к/з. Ловушки компьютерных игр. Системная природа компьютерной зависимости. Этапы, цели и задачи консультирования детей/подростков и семьи при наличии компьютерной зависимости. Процесс терапии, техники и приемы консультирования – совместные семейные техники и техники индивидуальной работы. Профилактика развития компьютерной зависимости.

МОДУЛЬ 4. Формирование представления о созависимости.
Введение понятия созависимости, причины и факторы, способствующие появлению и развитию созависимости, механизмы ее формирования, основные симптомы созависимости. Профилактика созависимости. Адекватные стратегии поведения родителей для профилактики формирования проблемы созависимости. Системный взгляд на природу созависимости. Трудности взаимоотношений в парах при наличии зависимости у одного из партнеров. Особенности детско-родительских отношений при наличии химической зависимости у родителей.

МОДУЛЬ 5. Работа с созависимыми клиентами.
Этапы, цели и задачи консультирования созависимых, формы работы с созависимыми: индивидуальная, групповая, семейная. Методы и техники консультирования созависимых: работа с чувствами, перевод локуса контроля с внешнего на внутренний, отказ от контроля, развитие навыков самоконтроля и самоорганизации, работа с границами, обучение конструктивной коммуникации, работа с механизмами защиты, техники разделения и последующей интеграции здоровой и больной части, техники эмоционального отстранения. Ресурсы созависимых отношений, используемые в терапии, анализ процесса терапии и отношений консультант-клиент. Особенности работы в терапевтической группе с созависмыми. Совместные техники работы с семьей, формирование единого адекватного запроса как терапевтическая интервенция, этапы работы с семьей, коррекционные приемы, направленные на коррекцию семейных границ, ролей, регулирование дистанции между членами семьи, иерархии в системе, коммуникативного аспекта.
Супервизия с подробным разбором и анализом случаев, с профессиональной обратной связью.


МОДУЛЬ 6: «Работа с зависимостями в процессуально-ориентированном подходе».
Психодинамическая парадигма и теория процессуальной работы применительно к работе с зависимостями и созависимым поведением. Понятия первичного и вторичного процессов, края, трёх уровней реальности применительно к данной теме. Индивидуальный и системный (семейный, культуральный) уровни рассмотрения появления зависимого поведения. Техники процессуальной работы с данной темой: работа с ролями и ролями-призраками в системе, повторное подключение к состоянию, в которое попадает зависимый клиент, чувственный доступ к полям взаимоотношений и др. Применение техник процессуально-ориентированного подхода в работе с зависимостями для получения доступа к внутриличностному содержанию изменённого состояния сознания и интеграции опыта этого состояния в повседневную жизнь.

Предлагаемый тематический план является ориентировочным и может быть скорректирован по усмотрению ведущего, в соответствии с потребностями группы.

 

Время занятий: суббота и воскресенье 10.00-18.00 с перерывом на обед.

Форма обучения - модульная, группа выходного дня - 6 модулей по 2 дня в течение учебного года.

Общий объём программы составляет 120 акад.часов. Срок обучения - один учебный год.

Место проведения - уточняется.

Стоимость обучения – уточняется.

 

Записаться через форму на сайте  

 

 

 

 
Free live stats and visitor counter and conversion tracking for Joomla, Wordpress, Drupal, Magento and Prestashop © 2010  "Объединенный психологический центр"   Дизайн: www.7stupenek.com